Правы критики: между "Антикиллером" и "Антикиллером - 2" большая разница в пользу последнего. Возможно, дело в том, что - опять же, как утверждают критики - в первом случае фильм значительно уступил литературному первоисточнику, во втором - от первоисточника осталось лишь название (ваш рецензент, увы, романов не читал, посему и говорит предположительно). Сохранив в целом всё ту же форму нанизывания на содержательную нитку цепочки клипов, Егор, теперь уж не Кончаловский, а Михалков-Кончаловский (вероятно, признанный родной кровинушкой всей фамилией), в сущности, делает совсем другое кино. Маловразумительные похождения нового Шарапова в стране "крестных отцов" обретают патриотическую цель, а вместе с ней и осмысленность самопожертвования героя (которого, на мой взгляд, авторы напрасно оставляют в живых - его героическая гибель окончательно оторвала бы фильм от голливудских выкроек, придала бы ему суровую художественную завершенность, а заодно спасла бы картину от возможных рассусоливаний-продолжений).
Мы вновь встречаемся со старыми знакомыми, вновь оказываемся в альтернативном реальному дурдому нашей жизни кинематографическом беспределе бесконечных переделов собственности и малых войн за сферы влияния, встречаем продажных чужих среди своих (отменная работа В. Стеклова), и наоборот (вот не зря, наверное, не зря так полюбился нам вечный Промокашка в обличии Ивана Бортника, сколько уж лет делает актер одно и то же, а всё мил), бессмертного и непотопляемого, стареющего, но все того же генерала с подковыкой А. Булдакова, перепорхнувшего, лишь слегка посерьезнев (и правильно - не на отдыхе человек, а на службе), от Рогожкина к Егору Михалкову-Кончаловскому, встречаем плохо залечившего раны, что не помешало ему жениться по любви, Лиса Гоши Куценко, сочувствуем его ранам, а здесь еще и душевным терзаниям, но - и это, может быть, главное - не желая того, вынуждены прислушиваться и к "жалобам турка" - попытаться понять другую стороны правды, каковая, что бы там ни говорить, есть, конечно, и у чеченских боевиков. Иное дело, что ни нам, ни "нашим" героям "Антикиллера" эта правда не по сердцу.
В картине слишком много - куда там ароматизированной голливудской палитре! - крови, жестокости, резни, которые порой, как в случае с затянутым эпизодом спровоцированной террористами бойни на базаре, "тянут" на откровенное авторское любование беспределом. Тем не менее общего художественного впечатления подобные сцены, пожалуй, не разрушают.
Есть во втором "Антикиллере" даже и своего рода философствование - афористичное высказывание Лиса, который на вопрос напарника, отчего террористы (читай - вообще преступники) всегда на шаг опережают правоохранителей, ответил: "Оттого, что они на войне, а мы на работе". Может, да и скорей всего, эта фраза - от Корецкого, тем не менее она на полном серьезе передает основную содержательную идею картины Михалкова-Кончаловского-младшего: пока твоя работа не станет твоей личной войной, ты всегда будешь опаздывать к обедне.
Философия не так чтоб уж очень хитрая, но само ее наличие, как и наличие на этот раз внятного содержания текста в целом подкупает.
Не знаю, чем будет заниматься молодой режиссер дальше, но в случае со вторым "Антикиллером" он, по-моему, наконец доказал профпригодность. Как минимум.
Фильм «АНТИКИЛЛЕР - 2»
Год выпуска: 2003
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие