Все любители криминального кино старшего поколения, конечно, помнят французский социально-критический триллер 60-х с А. Делоном "На ярком солнце", снятый по роману знаменитой писательницы Патриции Хайсмит, автора многочисленных остросюжетных социальных драм. Молодые же люди, несомненно, видели недавнюю (и значительно, на мой взгляд, менее интересную) голливудскую киноверсию этого же романа "Талантливый мистер Рипли". Постаревший герой давней книги возвращается на экраны в картине Лилианы Кавани и в исполнении Джона Малковича. Не знаю, на самом ли деле, как заявлено в титрах, у П. Хайсмит есть "книжное" продолжение приключений Рипли, или сценарий фильма - чистая самодеятельность режиссера и со-драматурга Чарлза Маккеона, но предполагаю (вполне возможно, ошибочно), что вторая версия вернее. Слишком уж для Хайсмит ни о чем на уровне сюжета этот блистательно решенный в плане видеоряда, музыкального оформления, исполнительского мастерства Малковича красивейший фильм, одновременно напоминающий многочисленными пейзажами и ландшафтами творчество мастеров европейского Ренессанса и английских художников-прерафаэлитов.
Режиссерский почерк яркого мастера Лилианы Кавани, автора знаменитых лент "Ночной портье" и "Франциск" (о Франциске Ассизском), с годами не утратил ясности и яркости. На уровне, так сказать, закадровой идеи "Игра Рипли" - фильм об импозантном убийце-богаче и аристократе - также весьма искусен, настолько, что порой вашего рецензента одолевали сомнения: на самом ли деле это триллер, а не черная социальная комедия в духе Олтмана? Однако число преступлений, совершаемых "талантливым мистером Рипли" как лично, так и руками нанимаемых им и подставляемых окружающих, кажется, эту мысль опровергает. Да и центральная сюжетная линия, где Рипли превращает в кровавого убийцу молодого интеллигентного человека, неизлечимо больного лейкемией, предполагает скорее драму.
Итак, убийств - и кровавых! - много, совершаются они как бы нехотя людьми, которых в преступных намерениях заподозрить почти невозможно, на фоне живописного пленэра потрясающей красоты, да еще под музыку Морриконе, который, кажется, со времен работы с С. Леоне, наконец-то сочинил нечто более-менее мелодичное. Необходимость всех этих преступлений мы обсуждать не будем из этических соображений, но в неменьшей мере и из-за того, что ее, необходимости, возможно, и вовсе нет. Жестокость ради жестокости?
Честно признаюсь, осмысленной сюжетной коллизии в детективе (так ли?) "Игра Рипли" я не увидел. Или не понял. Если так, то читатели меня, надеюсь, поправят.
Фильм «ИГРА РИПЛИ»
Год выпуска: 2002
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие