Фильм классика венгерского и мирового кино Иштвана Сабо, показанный в апреле Ren TV, рассказывает о судьбе и поздней любви музыканта из страны соцблока, гением своим добившегося возможности работать в Париже, то есть продолжает развивать главную тему творчества режиссера, которую можно определить, пожалуй, как столкновение творческой личности с тоталитарным миром и возможные варианты поведения человека в этой ситуации: противостояние, конформизм и т.д.
В какой-то мере этот несколько менее глубокий и напряженный, нежели "Мефисто" и другие работы режиссера, фильм продолжает и тематику и эстетику феллиниевской "Репетиции оркестра". Здесь, в общем, та же борьба личности в искусстве, противостоящей коллективу в эпоху социальной сытости, когда даже талантливых людей повседневное благополучие зачастую интересует куда больше дела, которому они служат, или призваны служить. Лишь ценой неимоверных усилий и личных жертв удается истинному герою добиться поставленной цели.
В данном случае ситуация осложняется еще и крайне невыгодным положением не слишком известного на вольном Западе пусть гениального, но провинциального дирижера, приглашенного в Париж, дабы руководить знаменитым оркестром в театре, вознамерившемся поставить оперу Вагнера. Немолодой, обременный семьей и социалистическим безденежьем музыкант ко всему влюбляется в тоже немолодую капризную примадонну, теряет семью, запутывается в хитросплетениях личных амбиций музыкантов и политиканских интригах администрации театра, попадает за решетку и едва не проваливает премьеру.
Хэппи энд, имеющий место быть, однако не настолько искусный и психологически точный, как в картине Феллини (герой которой, как демиург - неважно дьявол или Бог, сумел-таки достучаться до почти утраченной человечности своих подопечных, в то время, как героя ленты Сабо окружающие скорее просто по-человечески пожалели), низводит сатирическую комедию в область почти голливудской мелодрамы (тогда как "Репетицию оркестра" хэппи энд приподнял от комедии до трагикомедии). Жаль, что режиссер не удержался от подобного финала много обещавшей в первой половине картины. Жаль еще, что слишком педалирована в ней любовно-эротическая тема. Не так ведь, хотелось бы надеяться, эта история задумывалась. И не о том рассказывала она до "роковой" встречи героя с примадонной. Предугадывалось мастерское соединение "Мефисто" с "Репетицией...", увиделась же скорее "своя игра" продюсеров или усталость большого художника.
Последнее предположение вполне может оказаться верным, поскольку ранее увиденный нами, но более поздний фильм Сабо, "Вкус солнечного света", хоть и уступает его работам 80-х, все же, на мой взгляд, значительно сильнее "Встречи с Венерой".
Завершу в очередной раз сетованием: чрезвычайно жаль, что мы крайне не регулярно видим на экранах ТВ и на кассетах, не говоря уж о киноэкранах, картины европейских режиссеров (за исключением французских, английских и в последние пару лет немецких фильмов). Тем самым мы не только утрачиваем реальное представление о мировом кинематографическом процессе, но прямо (и боюсь сознательно, да только ли в угоду быстрым деньгам?) его искажаем. Ибо Голливуд, застилающий своими мороками пространство наших "золотых снов", никогда (за исключением, может быть, лишь периода Гриффита и Чаплина) не был и, очевидно, никогда не будет лидером мировой кинематографии. На его примере замечательно работает пушкинский афоризм, правда, чуть-чуть переиначенный: хоть рукопись и в самом деле можно выгодно продать, вдохновение все-таки не продается.
Фильм «ВСТРЕЧА С ВЕНЕРОЙ»
Год выпуска: 1991
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие