Классический вестерн Говарда Хоукса, снимавшего едва ли не во всех жанрах и зачастую создававшего шедевры.
Шедевр ли "Рио Браво"? Скорее всего, да, и не только потому, что фильм, с одной стороны, как бы подвел итоги развитию жанра в первой половине ХХ века и, следовательно, стал чертой, потребовавшей от молодых режиссеров раздвинуть жанровые рамки, ибо работать по-старому неизбежно означало теперь повторяться и терять зрителя (голливудский вестерн, действительно, долгое время находился затем в упадке, зато неожиданно расцвел в Европе), а с другой - уместил в двухчасовое, драматургически насыщенное действо все основные и едва ли не все возможные перипетии ковбойской саги. Вероятно, дело в том, что всё ожидаемое зрителем воплощено командой Хоукса на уровне высшего пилотажа, иначе говоря на тонкой линии между искусством и кичем и сдобрено несамодовлеющей иронией. Она-то, ирония, скорее всего, и возводит картину на уровень классики.
Сюжет прост и хорошо знаком с давних пор: в маленький городок на Диком Западе, терроризируемый бандой местного толстосума и с трудом охраняемый командой немолодого и скорее неглупого, нежели суперменистого шерифа (Джон Уэйн), приезжает молодая блондинка, поигрывающая в картишки и неправедно объявленная в розыск как профессиональная авантюристка. У шерифа всего два помощника: хромой старик, охраняющий участок (он же - тюрьма), и тщетно пытающийся завязать с выпивкой алкоголик, некогда насмерть раненый такой же заезжей красоткой. Помимо названных, шерифу сочувствует хозяин единственной в городке гостиницы - маленький жизнелюбивый мексиканец, заезжий парнишка неопределенных занятий и, естественно, гонимая судьбой и властями блондинка, пораженная вплоть до матримониальных намерений неожиданной и, видимо, действительно уникальной порядочностью представителя правохранительных органов.
Сюжет развивается в двух направлениях: с одной стороны, мы наблюдаем нелегкий путь к трудному счастью шерифа и блондинки, смеемся выходкам старого инвалида-ворчуна, а параллельно сопереживаем тяжким мукам вочеловечения завязывающего алкаша; с другой - сопереживаем неравной борьбе "нескольких хороших парней" с целой армией бандитов.
Фильм умело смонтирован быстрым и частым чередованием лирических, юмористических и боевых эпизодов, точно педалирует основные идеологические акценты, добротно снят, мастерски разыгран голливудскими звездами середины века и на уровне сценария (одним из соавторов которого была знаменитая писательница-фантастка Ли Брэккетт, автор "Саги о Скейте" и "Шпаги Рианнона" и супруга еще более знаменитого Эдмунда Гамильтона, автора среди прочего классической "космической оперы" "Звездные короли") прописан так, что удовлетворяет и новичка, и искушенного зрителя.
Картина "Рио Браво" была показана в авторской программе Кирилла Разлогова на телеканале "Культура" в декабре 2002 г., ей предшествовало краткое, но как обычно содержательное вступительное слово одного из самых лучших наших киноведов.
В заключение хотелось бы высказать следующее пожелание: отчего бы РТР и "Культуре" не наладить вослед разлоговской программе выпуск кассет, в которых классические произведения мирового кинематографа были бы откомментированы уважаемым критиком и составили бы в конечном счете столь необходимую отечественному, особенно молодому зрителю энциклопедию-хрестоматию "десятой музы"?
Фильм «РИО БРАВО»
Год выпуска: 1958
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие