Первый фильм одного из крупнейших в истории кинематографа режиссеров Федерико Феллини. Однако истинным его дебютом считается следующая картина, "Белый шейх". Причина в том, что в "Огни варьете" молодой, но уже известный в мире кино сценарист, гэгмен, исполнитель небольших ролей, сотрудничавший с многими представителями неореалистической школы (Р. Росселлини, П. Джерми, Л. Коменчини, М. Матолли и др.) Феллини был приглашен в качестве ассистента режиссера, как то уже было пятилетием раньше в знаменитейшей, стартовой для направления ленте Роберто Росселлини "Рим - открытый город".
Опытный режиссер Альберто Латтуада, ранее тоже уже работавший с Феллини, создал собственную студию, единственным предприятием которой и оказалась картина "Огни варьете". Участие Феллини быстро вышло за пределы обязанностей сценариста и ассистента режиссера: ""Огни варьете" я задумал и почувствовал как свой собственный фильм. В нем были воспоминания, подлинные и придуманные, о тех временах, когда я разъезжал по Италии с группой эстрадных артистов. Это были первые кинозарисовки той итальянской провинции, которую я увидел когда-то из окон вагона третьего класса или из-за кулис жалких театриков в крошечных селениях, расположенных высоко в горах или тонувших в густой зелени долин", - рассказывал впоследствии классик. (Здесь и далее цититируется изд.: Е. Шальнева. Федерико Феллини. Ростов н/Д, 1999. "Сер. "Мужчина - миф".)
В общем, Латтуада просто не мог не предложить ему стать вторым режиссером, ведь Феллини написал большую часть сценария, участвовал во всех пробах и выборе актеров, несомненно оказывал влияние и на постановочную часть, что явствует из самой тональности картины, в которой смех и печаль, неиссякаемая любовь к жизни, представляемой как трагикомедия, а равно многие положения и типажи - совершенно феллиниевские, мало изменившиеся в дальнейшем его творчестве.
"Огни варьете" - комическая, музыкальная и немножко сентиментальная история о провинциальной труппе, кочующей по итальянским местечкам и кое-как перебивающейся с хлеба на воду. Артисты из них, за исключением подруги главного героя (эту роль второго плана замечательно исполняет жена Феллини, в дальнейшем его постоянная актриса и муза - Джульетта Мазина), стареющего бабника, воображающего себя режиссером, антрепренером и творческим лидером звездного ансамбля, никакие. Впрочем, и публика, перед которой они выступают в протекающих сараях, очевидно нетребовательная. В труппе есть и фокусники, и акробаты, но зритель приветствует только толстозадый кордебалет, в который всеми силами пытается проникнуть с улицы длинноногая, темноволосая и совершенно бездарная красотка. Однажды ей это удается, и, на первом же выступлении неожиданного потеряв юбку, она срывает овации. Сделавшись поэтому примой и совратив главного героя, она тащит труппу в столичный город, где надеется найти богатого покровителя, который поможет ей пробиться в звезды.
Красотка своего добивается, оставляя на бобах и влюбленного в нее героя, и принявшую ее в свои ряды труппу комедиантов. Герой пытается сколотить новую команду, отыскивая на римских улицах талантливых самородков, но, казалось бы, пошедшее в гору дело, в конце концов терпит фиаско.
И вновь старая труппа едет в ночь в бултыхающемся поезде, а милая головка Мазины покоится на плече возвращенного любовника, и вновь в вагоне появляется длинноногая красотка, на сей раз белокурая, и вновь окончательно вроде бы смирившийся с возвращением в лоно старой семьи герой оживляется...
В прокате картина, можно сказать, провалилась, но, по-видимому, вкупе с последующей лентой Феллини, "Белый шейх", тоже не принесшей режиссеру лавров, сделала важное дело - приучила зрителя к необычной для неореализма эстетике яркого автора, не вписывающегося в каноны школы, к его своеобразному юмору, оттеняющему (точнее противопоставленному сознательно) общую, очень даже серьезную, тематику кинематографа великого Федерико. Он, собственно, потому и велик, что способен был засмеяться (и рассмешить нас) в самый неподходящий момент. Или, наоборот, - увидеть и показать в смешном трагическое.
Жаль нам, или не жаль лысоватого бабника, безнадежно увлекшегося настырной красоткой. Сначала - нет, потом, когда всё у него вываливается из рук, - жаль. Так - жалостью - и закончил бы картину любой другой режиссер. Только не Феллини. И нам - что, уже не жаль героя, вновь "сделавшего стойку" в сторону очередной красотки, мгновенно забыв о рядом сидящей и все простившей жене? Да нет, жаль, но вместе с тем - вместе с ним - и мы, пожалуй, тоже "стойку делаем", ведь жизнь продолжается. Жизнь, как бы ни была она трудна и печальна, все-таки прекрасна.
Пыльная дорога, по которой бредут пешком, едут в перегруженном шарабане или в общем вагоне поезда никому не нужные, да и не очень талантливые артисты, дорога, предлагающая им встречи с простыми людьми непритязательных вкусов, или с богатыми и сластолюбивыми буржуа, предлагающими голодным ужин и ночевку взамен за самых красивых женщин, дорога, ведущая из ниоткуда в никуда, из рождения в неизбежность, словом, дорога жизни-судьбы (так, "Дорогой", и назовет Феллини один из лучших своих фильмов) с самого начала становится главной темой режиссера. И этой теме, по сути своей трагикомической, как трагикомична наша жизнь со всеми ее "трудами и днями" добывания на хлеб насущный, "ужимками и прыжками" бесконечных влюбленностей, обретениями и утратами, смехом и слезами и смехом сквозь слезы, - теме этой останется Феллини верным на всем протяжении своей Дороги - великолепного и великого творческого пути, начавшегося в варьете и там же, в общем-то, и завершившегося.
Фильм «ОГНИ ВАРЬЕТЕ»
Год выпуска: 1950
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие