В первой четверти XIX в. Шака (Чака), великий вождь южно-африканских племен, называющих себя "зулу", собрал мощную армию и заложил основы государственности, создав тем самым нечто вроде южно-африканской империи и потеснив как соседей, так и почти безраздельно господствовавших до того на континенте европейцев, прежде всего англичан и португальцев. История покуда не знает еще ни одного правителя, который, сделавшись победителем и императором, не превратился бы в тирана и деспота. Шака в этом смысле - не исключение. Не исключительна и его смерть - подобно едва ли не всем цезарям, он был убит заговорщиками в возрасте сорока с небольшим.
История, рассказанная в экзотико-приключенческом киноромане "Цитадель" ни в коей мере, однако, не пытается проследить эту сторону личности Шаки, а равно и печальной финал его жизни. Здесь он - мудрец и едва ли не единственный среди белых и черных гуманист. Отнюдь не дикарь, хоть и ходит в набедренной повязке, украшая себя лишь бусами из слоновой кости, он на пару со своим другом-врагом, пожилым британским капитаном, размышляет о судьбах истории и цивилизации, в конце концов приходя к справедливой мысли о необходимости искать и находить компромиссы в вековечной борьбе человеческих за племен за место под солнцем.
Картина строится одновременно и как личная история мужественного и мудрого африканского борца за независимость и власть, и как история поисков его друга-британца, осуществляемых единственной дочерью капитана, на которые она отправилась в белом платье и без оружия, с трудом уговорив взять ее на борт парусника, перевозящего живой товар из Африки в Америку. Правда, к чести девушки следует сказать, что на первых порах об истинном предназначении торгово-пиратского судна она не знала. Узнав же, сделала все возможное, чтобы смягчить сердца рабовладельцев и облечить судьбу рабов.
Не стану подробно останавливаться на сюжетных перипетиях картины - они достаточно традиционны и в то же время любопытны для зрителей и зрительниц любого возраста, поэтому "Цитадель", роскошный, яркий фильм, представляющий собой нечто среднее между "Детьми капитана Гранта", "Анжеликой" и нового полиграфического образца журналом "Вокруг света", несомненно будет интересен и полезен как детям, так и взрослым.
Скажу лишь о том, что мне представляется главным: авторам фильма в целом удалось удержаться на зыбкой жанровой грани, разделяющей костюмно-приключенческое кино и слезливо-сладковатую публицистику о "дружбе народов" в голливудском духе. Картина хорошо смотрится, умело чередует батальные, приключенческие и любовные эпизоды со сценами уединенных размышлений исторической личности о своей миссии и ее цене, а также с философско-политическими диалогами представителей трех основных противоборствующих сторон: африканской, арабской и европейской.
В центре же всех тематических линий - остропублицистическая и одновременно приключенческая часть, наглядно демонстрирующая бессмысленность и бесчеловечность политики геноцида, к которой, как показывает история, в той или иной мере причастны все социальные образования, вне зависимости от национальности, цвета кожи, религии и т.п.
К безусловным плюсам картины, помимо умелой драматургии и великолепной камеры, надо отнести точный кастинг и добротную режиссуру; к недостаткам - неизбежную по самой природе романтических историй, не слишком напрягающую зрителя, но все же время от времени проявляющуюся сентиментальность, связанную прежде всего с обликом главной героини - этакой новоявленной Джейн Эйр.
Фильм «ЦИТАДЕЛЬ»
Год выпуска: 2001
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие