В немом изумлении развожу руками: это первый на моей памяти американский (пусть и совместный с англичанами и немцами, но по духу и стилю все же прежде всего американский) фильм (исключение составляют картины классиков: Орсона Уэллса, Кубрика, Скорсези и таких европейских режиссеров, как, например, Форман, кто вынужденно осел в Голливуде), да еще и "молодежный" по стилистике, не просто тронувший меня или заинтересовавший, а, пожалуй что, и потрясший.
Лента начинается разработкой вечной темы противостояния отцов и детей, но этой темой отнюдь не ограничивается. К исходу первого получаса она становится пронзительно лирическим, едва ли даже не трагическим повествованием о столь же вечно похожих друг на друга и всегда разных судьбах маргиналов, ab ove противостоящих всему миру и самим себе. Быть непохожим на других, трудным для самого себя, неудовлетворенным ни собой, ни окружающими, ни миром, в котором приходится жить, страдать от одиночества, от невнимания окружающих, от нелюбви, а еще больше - от присутствующих, от их внимания, от любви - удел немногих, судьба единиц, из которых выходят и Достоевские, и Геростраты.
В детстве и ранней юности, покуда маргинал еще не окончательно поверил в свою необычность, не приспособился к бытию и самому себе, или не выбрал собственный путь наперекор миру, он чаще всего выглядит андерсеновским гадким утенком. А что если такой персонаж красив?
Героиня "Мира призраков" как раз такова. Она, современная сексапилка, обладая несомненными способностями к живописи, только что закончила школу, потому не окончательно еще погрузилась в призрачный мир, предназначенный ей от рождения. Впрочем, вполне возможно, что "мир призраков" - это как раз наоборот - мир, в котором живем все мы, почитающие себя нормальными людьми. У девушки есть подруга, которая пока еще терпит ее бесконечные капризы, есть отец-тюфяк, готовящий обеды и ужины и никак не решающийся в страхе перед непредсказуемой реакцией дочки сойтись с любимой женщиной, есть бывшие одноклассники и учителя, которых она изводит, наконец, появляется и мужчина. Он вдвое старше ее, он маргинал уже законченный, слегка даже "обломовского" типа, безвылазно погрузившийся в одно-единственное увлечение - коллекционирование граммофонных пластинок с записями старого доброго джаза. Он, конечно, где-то работает, он приторговывает с лотка дубликатами своей коллекции, даже, стосковавшись по женщине, дает объявление о том, что разыскивает некую блондинку...
На этом объявлении и ловит меломана героиня, обманом знакомится с ним, желая подстроить какую-нибудь каверзу, потаенно же надеясь влюбиться, выбраться из одиночества и страха перед самой собой, становится его подругой, даже устраивает человеку встречу с той самой блондинкой. Совершает, словом, добрые дела от противного: не доброго желая. Или наоборот: желая добра, делает себе, ему и всем встречным-поперечным гадости. А когда между меломаном и блондинкой устанавливаются близкие отношения, разбивает их матримониальные намерения, - потому что окончательно понимает: она любит (или хочет) его сама.
Соблазнив героя, девица бросает его - быть может, насовсем - потому что слишком уж он для нее стар, сер, скучен и недотепист, быть может, на время - просто желая его помучить. Но возвратиться к нему ей уже не удается.
Финал картины открыт, пронзительно печален и абсолютно правдив: людям, вроде нашей героини, сужден трудный путь одиночества. Он и есть для них - любовник, друг, обидчик, советчик и утешитель. Такой-то вечерней, пустынной автодорогой и увозит одинокую, как перст, девушку пустой автобус-призрак, следующий куда-то или в никуда рейсом, который в ее городе отменили два года назад.
Удивительнее всего, что этот невозможный для Голливуда фильм не прошел в Америке незамеченным, собрал множество престижных призов, в том числе и за лучшую пока в карьере Стива Бушеми роль, и за просто потрясающую работу молодой актрисы Торы Бёрч, и за великолепную режиссуру!.. А какой в нем пронзительно мелодичный саундтрек!.. (О драматургии уж и не говорю!) Столь же высоко (что, впрочем, закономерно) оценили его и в Европе: безусловно, он созвучен лучшим лентам именно европейских режиссеров нового поколения, а если что-нибудь и напоминает, то, скорее всего, "Покажи мне любовь" шведа Лукаса Мудиссона (см. рецензию на нашем сайте), но гораздо более значителен, серьезен и глубок уже по самой своей проблематике.
Высокое кино! Когда еще в Голливуде было такое?
Фильм «МИР ПРИЗРАКОВ»
Год выпуска: 2001
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие