История отцов и детей, в которой сначала "яблочки" предстают беспонтовыми прожигателями жизни, а несколько позже дело доходит и до "яблонек". И кто лучше? Дети, конечно: светлое будущее на испанских подоконниках.
Но этот пассаж, так сказать, из той части картины, что в моем определении жанра обозначен прилагательным.
Большая же ее часть скорее драматическая, нежели комедийная. Фильм представляется мне вариацией на тему феллиниевской "Репетиции оркестра" и рассказывает о студентах театральной школы, обучаемых системе Станиславского немолодой матерью-одноночкой, чья дочь подает надежды в актерском деле. Эта дама - первая версия деспота-дирижера из "Репетиции..." - тетка вообще-то толковая: знает чего хочет от студентов, умеет этого добиться. Школяры к ней привыкли, уважают, насколько нынешняя западная молодежь вообще способна на уважение, к советам прислушиваются. Но не слишком боятся: дочка-то училкина - она ж рядом с ними, за одной партой, а значит, представляет собой матушкину слабину.
Героиня, однако, имеет еще одну слабину - а именно отца талантливой дочки. Папенька - вторая версия деспота-дирижера, он вам не кто-нибудь, а модный кинорежиссер (еще один феллиниевский мотив, на сей раз из "8 1/2"), которого черт дернул появиться в родном городе не то в поисках всевозможной натуры для нового фильма, не то по невозможности совладать с разгулявшимися воспоминаниями давно миновавшей, прекрасной юности. Та, с кем он ныне живет, - материал отработанный, душа художника жаждет свеженинки. На беду режиссер теряет готовый к запуску сценарий, в котором, на еще большую беду, один к одному в нем рассказана история сумасшедшей одноночной любви будущей звезды испанского кино с юной красоткой-актрисой, закончившейся для режиссера трагическим ничем...
Кто находит потерянный, а точнее украденный сценарий? Кто-кто - дочка режиссера и руководительницы курсов. Куда он попадает, говорящий, но неодушевленный пикаро? Куда-куда - в руки ее мамы, той самой бывшей на одну ночь подружки режиссера. Чем дело кончается? Чем-чем? Тем, что сердца успокоились.
Но перед тем - лучшая часть картины, фильм в фильме и театр в фильме: студенты показывают подготовленные ими под руководством любимой педагогини отрывки из классических пьес Шекспира и Мольера. Показывают как умеют, с ума сходя от робости и страсти быть избранным - ведь на экзамене присутствует маэстро, да к тому же, по слухам, ищущий талантливую молодежь на главные роли в новом проекте. И все хотят по-быстрому стать звездами. А преподша, думаете, не хочет? Еще как хочет, хоть и делает вид, что нам, мол, это уже давно ни к чему. И доказывает свое потаенное желание, а заодно и уровень профессиональной компетентности, буквально на наших глазах преображая кой-как склеенный зелеными исполнителями кусок из "Ромео и Джулетты" в волнующий лирико-эротический шедевр раскованных вундеркиндов.
Битва растерзанных нервов, происходящая в студенческой среде в отсутствие главных действующих лиц, удалившихся в соседний ресторанчик пообедать и, в свою очередь, повыяснять семейно-производственные отношения, венчает игру дивной отсылкой вновь к "Репетиции оркестра" (но, может, и к "Веселым ребятам").
Добротный, без дураков хороший европейский фильм, отлично разыгранный, драматургически безупречный, лишь, быть может, слегка затянутый, но, безусловно, доставляющий интеллектуальное удовольствие. Оказывается, сегодняшнее испанское кино - отнюдь не только Альмодовар, или совсем недавно открытая мною для себя Лаура Манья (см. на нашем сайте рецензию на ее фильм "Секс из сострадания"), но и вот, пожалуйста, Ористрелл. Талантливо, убедительно, одновременно и смешно, и серьезно, и молодежное кино, и просто настоящее кино - "десятая муза".
Фильм «БЕЗ СТЫДА»
Год выпуска: 2001
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие