Первый "говорящий" фильм Чаплина - злая и мужественная политическая сатира, полнометражный шарж на пришедших к власти в Европе фюреров, неизбежно толкающих человека в пропасть тоталитаризма, а человечество - к мировой бойне.
Америка тогда еще пыталась с Гитлером дружить или, по крайней мере, договориться, поэтому бескомпромиссность чаплиновской сатиры едва не обернулась для него серьезными неприятностями. На сей раз высшая справедливость восторжествовала: едва ли не в день премьеры с огромными трудностями снятого фильма японцы разбомбили Перл Харбор, и, вместо обструкции, Мастеру устроили овацию: ты, мол, оказался прозорливее всех нас. А то сомневались!..
Картина же рассказывает о двух встречах: в первой встречаются два негодяя. Одного зовут Аденоид Хинкель и "ботает" он вроде бы по-немецки, другого - Наполони из страны Бактерии, и наполеончик этот приезжает навестить своего соратника, чтобы договориться о разделе соседней обоим диктаторам свободной покуда земли Устерии. Свидание сие чистый гротеск, выпендреж одного идиота перед другим: кто кого тяжелее, выше, значительнее - демонстрация неувядаемого мастерства актера, бесконечной фантазии выдумщика гэгмена, гения и классика "девятой музы".
Другая встреча - на самом деле не встреча, а замещение одним двойником другого. Дело в том, что некий еврей парикмахер, в первую мировую спасший жизнь большому командиру, едва не погибший сам, потерявший память и вышедший из больницы, ни черта не соображая, уже после захвата власти "коричневыми", как две капли воды похож на самого Аденоида. Претерпев множество обид и гонений от подручных заплечных дел фюрера, чудесным образом и под руководством тоже впавшего в немилость спасенного командира парикмахер бежит из концлагеря, переходит границу с Устерией и, принятый всеми за Хинкеля, произносит торжественную речь... за демократию, человеколюбие, гуманизм.
Что его ждет по окончании речи, мы можем только догадываться, Чаплин же, блистательно играющий и Хинкеля-Гитлера, и парикмахера, гуманно оставляет финал открытым.
Есть в фильме и любовь, и гетто, и сопротивление, и мягкий юмор, и жестокость, и война. Но главное - сатира. Центральный эпизод, вошедший во все учебники кино, являет зрителю фюрера, самозабвенно забавляющегося с глобусом, начертанным на воздушном шарике. Уж он его и глазками поедает, и ручками поглаживает, и подкидывает кверху и сапожком, и попкой, и ловит, и вновь подкидывает, пока, наконец, ни с того, ни с сего шарик не лопается, оставляя Аденоида в недоумении и досаде.
Чаплиновские находки в "Диктаторе", как и во всех прочих случаях, давным-давно и бесконечное число раз повторены в мировом кино. Вся экспозиция, являющая взору хохмы первой мировой, на мой взгляд, особенно хорошо усвоена французской и английской комедией 50-х - 60-х: от "Питкина" и лент с участием де Фюнеса до "боевиков" с Ришаром, Депардьё и Бельмондо. Политическая же сатира Чаплина, сама использовавшая пропагандистский и карикатурный плакат современной прессы, в свою очередь, безусловно отразилась в рисунках Кукрыниксов и Бор. Ефимова, не говоря уж о кинолубке сороковых годов.
Чистейшая классика, "Великий диктатор", по достоинству оцененный в свое время зрителями и комментаторами, и сегодня смотрится великолепно, можно сказать, на одном дыхании, несмотря на значительную свою продолжительность.
Тех из посетителей сайта, кто хотел бы прочесть более подробное и специальное толкование картины, я отошлю к старой, излишне заидеологизированной, но в иных (и в данном - тоже) случаях вполне еще актуальной монографии Александра Кукаркина "Чарли Чаплин" (М.: Искусство, 1960), где "Диктатору" посвящены десятки проникновенных страниц. Сам же, заканчивая эти короткие размышления, приведу из названной работы несколько цитат, представляющих прежде всего высказывания автора фильма и его коллеги, другого создателя и гения мирового кино, Сергея Эйзенштейна.
"Во время работы над картиной Чаплин обронил слова, облетевшие весь мир: "Диктаторы смешны. Я хочу, чтобы люди над ними смеялись".
Фильм был закончен до того, как жесточайшие трагедии второй мировой войны потрясли человечество. Иначе, без сомнения, истерик Хинкель приобрел бы более резко выраженные черты кровавого убийцы...
Как писал в свое время Сергей Эйзенштейн, Чаплин "создает в "Диктаторе" великолепную и убийственную сатиру во славу победы Человеческого Духа над Бесчеловечностью. Этим самым Чаплин равноправно и твердо становится в ряд величайших мастеров вековой борьбы Сатиры с Мраком - рядом с Аристофаном из Афин, Эразмом из Роттердама, Франсуа Рабле из Медона, Джонатаном Свифтом из Дублина, Франсуа Мари Аруэ де Вольтером из Фернэ. И даже, может быть, впереди других, если принять во внимание масштаб Голиафа фашистской Подлости, Злодейства и Мракобесия, которого сокрушает пращой смеха самый младший из плеяды Давидов - Чарльз Спенсер Чаплин из Голливуда..."" (С. 190 - 191).
Фильм «ВЕЛИКИЙ ДИКТАТОР »
Год выпуска: 1940
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие