Один из слабейших, на мой взгляд, фильмов Куросавы. Это чрезмерно растянутая экранизация стандартного американского триллерообразного детектива, усложненная аллюзиями из "Преступления и наказания" Достоевского в попытке драматизировать боевик и придать ему социально-критическую проблематику.
Кое-что из задуманного режиссеру удалось, но при этом фильм получился драматургически вялым и вряд ли интересным даже современному зрителю. Сегодня же его смотреть просто скучно.
Сюжет сводится к следующему. Богач и красавец, совладелец крупнейшей в послевоенной Японии фирмы по производству обуви и обладатель роскошного дворца с видом на море, узнает о кознях, затевающихся против него другими акционерами. Предупреждая неприятности, Гондо тайным путем скупает контрольный пакет акций, но накануне решительных действий сам становится жертвой преступления. Некто похищает его маленького сына и теперь требует за него выкуп, составляющий практически все состояние миллионера. Психологически ситуация обостряется тем, что преступник по ошибке похитил не ребенка Гондо, а сына его шофера. Шантажируя дельца телефонными звонками, преступник требует незамедлительной выплаты полной суммы. Жена Гондо умоляет заплатить. Терзаемый муками совести, хоть и не сразу решившись разориться, герой все же выкупает ребенка. Но все эти переговоры и выплаты происходят уже отчасти по сценарию полиции.
Большую же часть ленты составляет история поиска преступника полицейскими, сама по себе, может быть, и любопытная, но уже тысячекратно виденная зрителем до фильма Куросавы, а уж после...
В финале картины мы видим и преступника. Им оказывается этакий японский Раскольников, молодой нервный врач, оказывается, совершивший преступление из мести бедного богатому, потому что кто-то, мол, умирает, от голода, а кто-то живет во дворцах. При этом, если герой Достоевского в самом деле перебивался с хлеба на воду, то персонаж Куросавы выглядит вполне прилично, имеет хорошо оплачиваемую работу и к тому же подрабатывает перепродажей наркотиков, в бордели, конечно, заглядывает, но на проститутке из любви-жалости жениться не собирается. Так что, выходит, никакой он не Раскольников. А уж импозантный и мужественный Гондо в исполнении супергероя японского кино Тосиро Мифунэ и вовсе не старуха-процентщица, и не Лужин, и не Свидригайлов. И никакой не страдалец. Выкуп-то отдает (рискуя, конечно) в твердой уверенности, что полиция ему все вернет. Что и происходит на самом деле.
Здорово работает (или работала) японская полиция. Ее действия, отчасти напоминающие действия муровцев из классического говорухинского фильма "Место встречи изменить нельзя", составляют, пожалуй, наиболее интересную часть ленты. Тем самым и вынося ее как бы за скобки высокого кинематографа, в область кино коммерческого.
Куросава, впрочем, снял немало коммерческих фильмов, в основном на сюжеты из самурайской жизни. Но те картины, как правило, были и драматургически покрепче, и вдвойне интересны для европейского зрителя своей экзотичностью. А этот... мягко говоря, не шедевр. И все же - классика, поскольку вполне добротен и снят одним из величайших мастеров мирового кино.
Фильм «ВЕРХИ И НИЗЫ (РАЙ И АД) (МЕЖДУ НЕБОМ И АДОМ) »
Год выпуска: 1963
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие