Эдуард Веркин: испугать и развеселить

Веркин, Эдуард Николаевич

Веркин Эдуард Николаевич. Расследования Феликса Куропяткина: повести (Вампир на тонких ножках; Жмурик-проказник; День повелителя пираний; Стеклянная рука; Спасти Элвиса; Ночь летающих гробов; Капкан на оборотня: повести

Веркин Эдуард Николаевич. Тот, кто стоит за спиной; Вендиго, демон леса; Чудовище с улицы Розы; Ведьмин день; Не читайте черную тетрадь; Страж водопоя; Цвет страха: повести


Год издания: 2025
Рецензент: Распопин В. Н.


Глава первая. Развеселить

 
v-020Эдуард Веркин – настоящий писатель и выдающийся, может быть, самый сильный и разнообразный современный беллетрист. Он тяготеет к фантастике и похождениям, но реалистические социально-психологические истории пишет сильнее.
 
О некоторых книгах («Облачный полк», цикл «Настоящие приключения», стартовая повесть цикла «Место снов») я уже рассказывал на нашем канале. Планирую в будущем не раз возвращаться к его историям –все они достойны читательского внимания. Сегодня коротко расскажу о цикле детских детективов «Расследования Феликса Куропяткина». 
 
Тинейджер Феликс, так и хочется сказать Железный, ибо он, «не боясь никого, ничего», с изяществом совершает подвиги, которым позавидовал бы сам Шерлок Холмс. Причем подвиги эти совершать Феликсу приходится в обстоятельствах, почти всегда отягченных мистическим антуражем. Не в одиночку, конечно, а с местечковым же, как и он сам, Ватсоном в юбке. Кликуха у этого Ватсона – ТоскА, а может, и ТОска, как в опере Пуччини, а по правде  девчонку зовут Тонька, Антонина, и она – начинающий журналист. Именно поэтому, с нее-то все и начинается почти во всех повестях цикла.
 
Вообще-то, к жанру детектива можно отнести, пожалуй, только одно приключение Феликса и Тоски – «Спасти Элвиса» - дальнего потомка белой крысы знаменитого певца и голливудского киноактера. Эту крысу привезла с собой в наши пенаты американская девчонка – фанатка Пресли, и здесь животину у нее украли, покуда вся группа туристов выслушивала в актовом зале принимающей гостей школы административные банальности.
 
У Феликса и Тоски ровно один день до отъезда гостей для того, чтобы найти в городе пропажу. Как и полагается, сначала герои идут по ложным следам, что позволяет автору показать местные человеческие достопримечательности в лицах, так сказать, с «необщим выраженьем», а в финале предъявить цирковой кульбит, позволивший Куропяткину спасти честь города и страны и прочей дружбы народов.
 
Эта повесть скорее сатирическая, нежели юмористическая. Все прочие представляют собой пародии на разнообразные «ужастиковые» сюжеты, давно освоенные популярной беллетристикой, но Веркиным доводимые до веселого абсурда, с помощью которого он как бы выворачивает наизнанку все маскарадные одеяния жанра, заставляя читателя смеяться над тем, что страшно. 
 
Так, например, в повести «Вампир на тонких ножках» зоопарк провинциального городка получил почтовый подарок из Латинской Америки, заразивший вампиризмом всех находившихся там зверей, а также и юного сторожа – приятеля Феликса железного (он же – Куропяткин Шерлок). А если бы не главный герой, овампирился бы и весь город, а затем – при нынешний-то темпах распространения информации – страшно подумать, все страна, а потом… Что потом – читайте у Андрея Круза в шести отменнейших романах цикла «Эпоха мертвых».
 
 
v-003
 
В повести «Ночь летающих гробов» Феликс и Тоска тоже спасают если не мир, то город, а если и не город, то одну неполную семью от жадного и хитроумного нотариуса, использующего в своих интересах нечистую силу. Тут писатель дает волю даже не смеху, а хохоту, творчески цитируя всех классиков мистической жути, а заодно и сатиры, вплоть до Гоголя и Булгакова. А как, простите, можно еще трактовать вакханалию, устроенную на летающих гробах Феликсом и компанией в мэрии посреди местного торжества?
 
Помимо упомянутых подвигов юные Шерлок и Ватсон российской провинции в других повестях спасают:
 
- город и мир от супергероев из  народных сказок, а заодно и от зомби в лице белогвардейского офицера, пуляющего из маузера в кого попало (повесть «Жмурик-проказник», где, кстати, происходит первая встреча Феликса и Тоски, пародирующая аналогичное событие, изложенное Конан Дойлом в «Этюде в багровых тонах»); 

 
v-002
 
- Россию от пираний, завезенных опять же оттуда и врученных местному горе-бизнесмену 13-ти лет вместо желаемой рыбы-доллара, а кроме того, выводят на чистую воду хорошо знакомого нам по книгам «Настоящих приключений» заводилу Жмуркина;
 
- наконец, деревню Тоскиной бабушки от волкодлака,  скакнувшего в повесть «Капкан на оборотня» прямиком из «Собаки Баскервилей»…
 
Так, перебрав и высмеяв, то есть лишив змею ядовитых зубов, все основные мистические варианты детектива, Эдуард Веркин сделал, причем на «ура», свое кино, подобно тому, как, пародируя голливудский трэш, сделал свое отличное кино Квентин Тарантино. Вот только почему-то никто из наших кинематографистов и телевизионщиков не озаботился экранизацией, ведь это же форменный Мюнхгаузен средней полосы То ли они вовсе хороших книжек не читают?
 
Глава вторая. Испугать

 
Пугать Веркин умеет ничуть не хуже, чем смешить, хотя и здесь не обходится без иронии. Основной прием таков: он пугает, а ему самому не страшно, ну а если кто всерьез испугался, то в финале автор впечатлительного читателя успокоит, возвратив всех участников действа из мистики в реальность. Или наоборот. Которая (реальность) окажется, как и всякая правда, быть может, если не страшнее, то уж во всяком случае грустнее всякой лжи. Вот лучший пример сказанному – повесть «Тот, кто стоит за спиной». 
 
v-011
 
Самовлюбленный подросток из состоятельной семьи, живущий с отцом и матерью в богатом коттедже на лесной окраине города, по разным, почти мистическим причинам остается  в доме без родителей  и переживает пару страшных ночей, в ходе которых как может сопротивляется нападению то ли поту-, то ли посюсторонних сил, в чем ему помогает девчонка из простых, в начале истории нанявшая его, дабы напугать соперницу по спортивной школе.
 
Этот квест в запертой комнате, разумеется, герою даром не проходит и, позволив выжить, заставляет парня быстро повзрослеть и, если так можно выразиться, вочеловечиться. Читателю же финал этой истории напоминает лучший веркинский роман «Друг-апрель», где с возрастом утрачиваются и любовь, и прочие иллюзии юности, но рождается человек. Этим-то и отличаются «страшилки» Эдуарда Веркина от западного хоррора, в котором герой, пройдя немыслимые испытания, остается таким же, каким в них вступает.
 
Повесть «Не читайте черную тетрадь» предлагает нам провести несколько ночей вv-013 мальчишеской палатке детского лагеря, где пацаны-старожилы так давно развлекаются детскими пужалками, что впору им, как в старом анекдоте, заменить рассказы номерами: 15-й – ха-ха, 75-й х хо-хо, 500-й – ну, сколько можно!..
 
И вот, в эту компанию подселяют новенького, который носит на груди черную тетрадь и по просьбе остальных начинает читать из нее с продолжениями действительно новую и действительно жуткую историю, написанную некой девочкой – вдохновительницей и участницей похода троих в иной мир, располагающийся в подвале старой школы, где пропал еще один представитель группы школьников-мушкетеров. Девочка эта глухонемая, но остро видящая, упорная и бесстрашная. Спутники же ее больше воображают о собственной смелости и многочисленных испытаний не на жизнь, а на смерть в этом «барсовом ущелье» не выдерживают, погибая в сказке один за другим. 
 
Сказка, как и должно быть у Веркина, в финале оборачивается сном, герои возвращаются в реальность, но уже совсем не такими, какими свой квест начинали.
 
О барсовом же ущелье я вспомнил здесь потому, что много-много лет назад читал одноименный приключенческий роман Вахтанга Ананяна про подростков и для подростков, с которым в этой повести немало общего.
 
Повесть «Цвет страха»  как бы выворачивает наизнанку юмористическую холмсиаду Куропяткина и Тоски, меняя героев местами (Шерлок здесь девочка, а Ватсон - мальчик, рассказчик) и заставляя кузенов расследовать давно забытую и напрочь лишенную не то что юмора, но даже и иронии историю из прошлого их семьи. 
 
Прошлое вторгается в настоящее, да так, что само становится сегодняшней реальностью, как бы вбирая в себя героиню, обращая ее в пропавшего столетие назад в местной лесной глуши ребенка.
 
Мрачная фантастика в духе страшных сказок братьев Гримм, переписанных Стивеном Кингом. Я бы назвал эту историю самой безысходной, самой мрачной повестью Веркина.
 
v-012-2
 
Под стать ей, пожалуй, самый сильный ужастик писателя – «Ведьмин день», в финале опять же оптимистической безнадегой напоминающий роман «Друг-апрель». Но это действительно жуткая история, причем саспенс нагнетается постепенно, от страницы к странице, крещендо и крещендо, герои – те же: подростки мальчик и девочка, противостояние их потусторонней силе требует все большего и большего героизма, победа в финале безусловна, но, к чести автора, не радостна. 
 
Как не радостна и победа над злом в повести «Чудовище с улицы Розы», где один из героев  - четвероногий – отдает жизнь ради спасения невинного ребенка от юного антихриста в женском лике, а герой-рассказчик теряет единственного в своей, пока короткой жизни, настоящего друга.
 
v-030
 
Наконец, перебрав все основные поджанры хоррора как такового, завершу этот рассказ мрачной фантастикой Эдуарда Веркина, поскольку замечательная его героическая повесть-постап «Вендиго, демон леса» и очень атмосферная история «Страж водопоя» - это именно фантастика, в первом случае от начала до конца, во втором же – хоррор в духе Стивена Кинга с финалом в стиле Веркина, превращающим мрачный ужастик в ироничную фантастику. 
 
Историю о демоне леса, короткую и филигранно сделанную, рассказывает последняя в погибшем мире собака, на своем многотрудном пути среди монстров, встретившая и, жертвуя собой, спасающая одного из последних человеческих детей. 
 
«Страж водопоя» - повествование о пути одной неполной семьи в северную глушь, где с утра до ночи и с ночи до утра не смолкая стучат топоры, которыми местные плотники строят мост через реку, где живет чудовище, выполняющее все пожелания жителей городка, созданного тем же чудовищем, но и пожирающее раз в несколько лет наиболее красивых и талантливых аборигенов. По мосту этому, когда он будет построен, и уводят тех, кого потребует зверь себе на обед, в частности, героиню повести Эдуарда Веркина.
 
Не уведут – мир не без добрых людей, да и сама жертва не так проста, как кажется на протяжении всей книги. В финале восстановившаяся семья взирает на полыхающий в дантовском пожаре город, из которого никому нельзя уйти, издали, с иронией этаких иноземных победителей, очищающих наш мир от зла. Уже не в первый и далеко не в последний раз, ибо зло и многообразно, и бессмертно, и как вообще без него можно построить интересный сюжет в популярной беллетристике, тем более предназначенной для чтения подростками, испорченными все на свете переосмысляющим под себя Голливудом…
 
Ирония неожиданного финала здесь не просто превращает кинговский ужастик про зловещие кукурузные поля в пародийную фантастику, но как бы лишний раз напоминает читателю о том, что у Веркина всё связано в единый эпос о взрослении в российской провинции, в этакой местного разлива фолкнеровской Йокнапатофе или бальзаковской «Человеческой комедии», или в «Полдне» Стругацких, из которого вырос не только весь их прогрессорский цикл, но и поздняя, «отягощенная злом» и «гадкими лебедями» полночь.
 
 
Эдуард Веркин-БК
 
Неожиданный финал у Веркина не просто себе литературный прием, но, пожалуй, та прочная нить, на которую нанизываются драгоценные бусины отдельных историй. Да ведь и пишет он, как, полагаю, очевидно хотя бы из этого моего рассказа, не только и не столько для подростков, сколько для взрослых людей – о тех, кому еще предстоит вырасти в человека, в данном случае с помощью кошмарного путешествия  через ад и его преддверия к свету, а значит к самому себе.
 
 

«Эдуард Веркин: испугать и развеселить»
Год издания: 2025

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я