ИРОНИЯ СУДЬБЫ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

Режиссер Тимур Бекмамбетов
Сценаристы: Константин Эрнст, Анатолий Максимов, Тимур Бекмамбетов, Алексей Слаповский
Оператор Сергей Трофимов
Композиторы: Юрий Потеенко, Микаэл Таривердиев
Продючеры: Константин Эрнст, Анатолий Максимов, Тимур Бекмамбетов
Актеры: Константин Хабенский, Сергей Безруков, Елизавета Боярская, Андрей Мягков, Барбара Брыльска, Юрий Яковлев, Александр Ширвиндт, Александр Белявский, Валентина Талызина, Михаил Ефремов, Евгения Добровольская, Роман Мадянов, Константин Мурзенко, Виктор Вержбицкий, Нина Русланова, Инга Оболдина, Эльдар Рязанов и др.
Продолжительность 115 мин.
Жанр: комедия
Производство: Россия

Год выпуска: 2007

    Об этом фильме уже написали, что в нем много иронии, но мало судьбы. Я бы уточнил только насчет иронии. Смех здесь не рязановский, а скорее рогожкинский, только еще попроще так, подоступней для соседского братка, ну, типа: "И вас, товарищ майор, с Новым годом, и мать вашу, и деток!.." Но справедливости ради скажем: кое-где и в самом деле смешно. Это и общее от фильма впечатление: кое-где, кое-что, кое-кто... Хабенский, например, с Безруковым - безусловно. И Мадянов - как всегда. Удивительная вещь, фильм в принципе держится на главной нашей национальной особенности, а в то, что пьян человек, веришь одному Мадянову. Остальные косят под пьяных, даже и Ефремов, у которого уж что-что, а это получалось всегда. Некоторые, впрочем, косят под то, что косят под пьяного. В том и фишка картины, в том и детектив.
    Другое общее впечатление: снималось действо на три часа, смонтировалось кое-как на два, отчего многие сюжетные линии как бы уходят в фирменный бекмамбетовский сумрак, а иные персонажи остаются и вообще бессловесными. Ну, хорошо, пусть героиню Ахеджаковой отправили на историческую родину, но ведь персонаж Белявского-то вот он, сидит, завернувшись в простыню, напротив Ширвиндта. В том-то и дело, что сидит. Молча. Всю дорогу. Только один раз что-то промычал. Он что, инсульт такой особенный перенес: водку пить может, а говорить ни-ни? С другой стороны, Ширвиндта, конечно, не перебазаришь, но тем не менее...
    Примерно такое же впечатление производит и вовсе не косящий под пьяного Яковлев, коего мы уж лет двадцать на экране не видели: поотнекивался-поотнекивался, да и сел-таки за стол старичок, что-то там пару раз сказанул себе под нос - на том и сказочке конец.
    Увы, ничем не лучше и баба Надя в исполнении Барбары Брыльской, хоть и слов у ней побольше, и выглядит она явно ухоженнее знаменитого героя-любовника 60-х - 70-х. Ни сказать ей здесь нечего, ни тем более - делать. Чуть богаче мыслями персонаж Андрея Мягкова, под конец даже речь произносит...
    Анекдотец, стало быть, не про них. Анекдотец про молодых. И то: молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас покой. Так что давайте о молодых. "Ирония судьбы. Продолжение" - кино не про любовь. Какая, в самом деле, сегодня может быть любовь? "Ирония судьбы. Продолжение" - кино уж точно не про судьбу. Оно про то, скорее, как надо уметь крутиться и выкручиваться, будь ты хоть сыном Кости Лукашина, хоть Ираклием из Владивостока, вполне достойным Ипполита - так и не состоявшегося толком мужа, отца, тестя. Все они, наши любимые тридцать лет рязановские герои, стало быть, люди не состоявшиеся. А бекмамбетовские?
    Нет, честное слово, не знаю, как вы, а я никак не могу поверить, что Константин Евгеньевич Лукашин влюбился в Надежду Ипполитовну... Как потому что в ней самой нет ничего, во что можно было бы влюбиться, так и потому что ничего подобного "удару молнии" на его лице не отображается. Тут другое отображается: желание опрокинуть наземь соперника. В общем-то, нечто подобное читается и на лице дальневосточного Ираклия. Им, Косте и Ираклию, верите ли, друг с другом, сдается, интереснее. Ну так и, того, сошлись бы - по нашим временам ничего предосудительного. Нет, один мечется, как угорелый, по улицам и крышам Северной Пальмиры, а другой, Константин, как в старой песне, "берет гитару и слабым голосом поет" папину песню про тетю, собаку и дом, которого нет.
    В общем, если говорить коротко о старой песне о главном, спетой героями сегодняшнего дня, она, пожалуй, более всего о честолюбии как главной движущей силе рыночных отношений. Новых же достойных песен, хоть и о том же честолюбии, вероятно, еще не придумано.
    Теперь, когда с иронией и судьбой мы вроде бы разобрались, надо сказать о главном. Несмотря на все старания Безрукова, явно перетянувшего на себя одеяло с перекосившего под пьяницу Хабенского, несмотря на Хабенского, без проблем вышедшего из сумрака и легко сыгравшего примерно то же, что он уже не один раз играл, несмотря на старательно обезьянничающую (особенно в помянутой уже нарочитой сцене с наговариванием песни про тетю и собаку) под молодую Брыльску молодую Боярскую, несмотря даже на полный парад ветеранов, которым (может, конечно, очень даже по задумке сценаристов) решительно нечего сказать ни друг другу, ни нам с вами - ну что, в самом деле, можно сказать о бессмысленной жизни советских инженеров, врачей, учителей, кроме одного: была напрасна, а также несмотря на ведущих весь этот печальный водевиль деда Мороза и Снегурочку (то бишь на костюмированных едва ли не до полной неузнаваемости Ефремова и Добровольскую), кино у трех богатырей с "первой кнопки" (интересно, кто из них Илья, кто Добрыня, а кто Алексей сын Попович?) получилось не про тех, кто поет главные песни, а про тех, кто "в эпизодах": про трезвого в новогоднюю ночь бомжа (Вержбицкий), про усталую таксистку (Оболдина), про добродушных по причине праздничного остекленения милицейских (Мадянов и Мурзенко), а  также про прочих жителей непарадного города Санкт-Петербурга, которые все как один на самом деле есть Карлсоны, которые, если надо, живут и на крыше.
    То есть получилась, в общем, странная, но и привычная вещь: хотели как лучше, хотели сказать, что вот вам старики-неудачники, а вот молодые разбойники, всё у них получится, ведь, смотрите, мол, даже бомжи теперь живут лучше, чем отцы-инженеры, не говоря уж о представителях всепобеждающего концерна "Билайн". Хотели, а получилось, как всегда, получилось, что сказали: ничем эти яблочки от яблонек не отличаются, никуда не укатятся, ибо ведь куда, в самом деле, можно укатиться рожденным ползать... Разве что обратно во Владивосток. А кому особо повезет - в сумрак. Нет, нет, не поймите неправильно - не во мрак, а именно в сумрак, где, так сказать, и чтоб "весь день, всю ночь мой слух лелея, про любовь мне сладкий голос пел"... А как без него, без сладкого голоса - Новый год, чай, шоу продолжается?..
    Шоу продолжается, только второй раз никто его смотреть не станет, потому что ни любви, ни судьбы, ни правды, ни даже сказки там нет, а есть три мастеровитых слесаря, то есть, пардон, бизнесмена, вообразившие, что в свободное от основной работы время сами смогут сесть и написать сценарий и поставить кино не хуже Рязанова. Тут-то вот и выходит полная ирония судьбы.
    Ну, за воображение!

Фильм «ИРОНИЯ СУДЬБЫ. ПРОДОЛЖЕНИЕ»
Год выпуска: 2007

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие